В начале лета произошло событие, которое осталось практически незамеченным в кругу местных и зарубежных сеошников. При этом его влияние на поисковую оптимизацию сайтов может быть очень существенным.

5 июня Google внес определенные правки в один из самых важных для поискового продвижения патентов. Апдейт затронул документ, который определяет специфику индексирования сайтов на основе их фразового содержания (англ. – Phrase-Based Indexing).

Главные изменения, которые нашли отображение в патенте, сводятся к двум пунктам.

Во-первых, веб-документы должны ранжироваться в соответствии с количеством связанных между собой (родственных) фраз, определяемых для каждого документа в отдельности. То есть, страницы с большим количеством связанных тематических фраз будут располагаться в результатах поиска выше, чем документы с их меньшим количеством. При этом ряд наиболее рейтинговых документов (в понимании Google) будет по умолчанию использоваться для ответа на конкретный поисковый запрос.

Во-вторых, определенное преимущество в ходе ранжирования получат страницы с низкочастотными поисковыми запросами. Иначе говоря, веб-документы с низкочастотными ключевиками, связанными между собой, займут в SERP более конкурентные позиции. При этом страницы с высокочастотными поисковыми запросами без видимой связи между собой будут ранжироваться ниже.

Безусловно, патент, как совокупность теоретических знаний, может долгие годы оставаться теорией на бумаге. Об этом в свое время рассказывал еще SEO-гуру Мэтт Каттс (см. видео), уверяющий общественность, что далеко не все запатентованные знания и технологии Google воплощает в жизнь.

Вместе с тем, как справедливо отмечают некоторые эксперты, тот факт, что Phrase-Based Indexing патент удостоился указанных выше правок, может свидетельствовать о скором их внедрении в поисковые алгоритмы Google. Дескать, не для того пересматривают содержание патента, чтобы потом о нем забыть на полке.

Напомним, недавно состоялся апдейт основного алгоритма ранжирования Google.

Что относить к сложным тематикам? В чем разница между серыми и белыми тематиками? Какие особенности ниши Essay?

Сегодня мы поговорим о сложных тематиках в SEO и Essay-нише с Дмитрием Петренко, Head of SEO Edu-cash.com.
— Что относится к сложным тематикам?
— Я бы отнес к ним два варианта: 

  • Там, где высокая конкуренция и «по белому» сложно достичь топа. Например, тематика бытовой техники, электроники и другие ниши высокого спроса и предложения. 

  • Серые тематики — там, где помимо явных признаков конкуренции включаются неочевидные факторы, которые сложно выявить за счет одного анализа топа. Тут включается и скрытие бэклинков, и недобросовестная конкуренция, и попытки конкурентов выбить тебя из топа, загоняя периодически сайт под различные фильтры. 

    И поверьте — там уже речь идет далеко не про ссылочные санкции. Там уже используются более хитрые методы, которые загоняют целый домен под фильтр, который в самом удачном случае снимается за 3-4-5 недель или же можно вообще не снять и за год. 

Об одном из таких случаев я буду рассказывать на конференции Baltic Digital Days 2018 9-11 августа в Калининграде в докладе «Как загнать сайт под фильтр без ПФ и ссылочного. Конкуренция в сложных нишах и методы защиты». 

Примеры конкурентных серых ниш: казино, фарма, микрокредитование, все, что связано с похудением (не только лекарства, но и клиники), медицинские услуги (по типу стоматологии, пластической хирургии), автострахование, ниша Essay и многие другие. 
— Когда SEO-специалист может переходить в сложные тематики?
— В любой момент, однако он должен хорошо подумать и прежде всего поставить себе цель, а также прописать путь, с помощью которого он будет достигать этой цели. 

Дело в том, что даже в сложных тематиках цели могут быть совершенно разными, их пути достижения и реализации. Если у человека достаточно ресурсов (и я сейчас говорю не о деньгах, а прежде всего о знаниях), чтобы добиться поставленной цели — почему нет? Всегда нужно пробовать. 

Другой вопрос — что делать, если ресурсов (т. е. знаний и денег) недостаточно. Тут я бы предложил прежде всего поучиться работать в команде, поработать с ментором, который сможет хотя бы частично обучить, рассказать и показать, что нужно делать. Однако даже для того, чтобы попасть в такую команду, надо что-то уметь. 

Если у вас будет такое желание, можете зайти на сайт нашей компании Brighta.biz и ознакомиться с актуальными вакансиями . 
— В чем разница между серыми и белыми тематиками?
— Назову пять основных отличий:
1
Доход. Он существенно выше в серой тематике.
2
Скорость изменения в поисковой выдаче. Во многих белых тематиках выдача не меняется месяцами. В серых нишах нужно быть начеку всегда и реагировать молниеносно.
3
Качество сайтов. Релевантность сайтов поисковому запросу будет очень высокой вплоть до десятой страницы выдачи.
4
Способы внешней оптимизации. Борьба за топы идет на уровне «магии» и топовые игроки рынка держат язык за зубами. У каждого своя методика и каждый приходит к успеху своим путем, но реальные темы, как правило, не выносятся даже в кулуары, потому что это очень серьезные деньги.
5
Недобросовестная конкуренция. Нужно быть всегда готовым к тому, что на сайт могут «нагадить». Поэтому помимо задач по внутренней и внешней оптимизации, тут подключается еще третья сторона — сторона защиты. 

Вы должны быть предупреждены от любых вариантов бана. Если упустили малейшую деталь — будьте уверены, если не один, то другой конкурент воспользуется этим, чтобы убрать ваш сайт со своего пути.
— Расскажи об особенностях ниши Essay. Какие бывают типы рынков, каков его объем, в чем преимущества?
— В нише Essay есть те нюансы, за которые я ее полюбил — это «ошизетительно» огромное семантическое ядро и такое количество очень круто конвертируемого трафика, что это мне напоминает залежи нефти в Эмиратах или угля в Украине. 

Эту нишу можно еще очень долго «качать» и, поверьте мне, все равно будут находиться все новые и новые типы семантики, в которых все равно есть трафик и в топах пока еще стоят доры! 

Т. е. вы понимаете, какого уровня там выдача, что конкурировать попросту не с кем. Безусловно, я не говорю сейчас о таких запросах, как «buy essay online» или «do my essay», но если немножко подумать, можно найти целый клондайк неконкурентных выдач с огромным количеством трафика, который приносит реальные заказы. 

На сегодня я собрал порядка 10 млн ключевых слов в этой нише и, по моим скромным подсчетам, — это примерно лишь 7-8% от реального объема рынка. Другими словами — это лишь верхушка айсберга, но я пока не копаю вглубь. Нам бы разобраться пока с этим объемом, но я точно знаю, куда я со своей командой буду двигаться в ближайшие 2-3-4 года. 
— Каковы особенности анализа выдачи в Essay?
— При анализе поисковой выдачи в нише Essay, помимо текстовых факторов есть такой важный момент, как «жирная ссылочная масса». У сайтов, которые стоят в топ 30-40, зачастую мы можем увидеть довольно большое количество ссылок, но это не должно вас пугать. В своей стратегии я опираюсь больше на качество ссылок, чем на их количество. 

Анализируя сайты из выдачи по топовым поисковым запросам, можно заметить глубокую структуру, что очень сильно прокачивает релевантность сайта в целом. Но если вы только планируете начать заниматься нишей Essay, я очень рекомендую вам начать с низкочастотных и среднечастотных ключевых слов. 

Там вы сможете охватить целый комплекс ключей, который в совокупности вам сможет дать не меньше, а иногда даже больше трафика и сравнительно за очень короткий период. 
— Что такое «Education ниша»?
— Это образовательная ниша, которая характеризует себя прежде всего тремя факторами:

  • Целевая аудитория, состоящая из абитуриентов или студентов, научных сотрудников и школьникиов.
  • Концентрация на продвигаемом продукте — на курсовых, эссе, диссертациях и домашних заданиях.
  • Региональность — это практически все англоговорящие страны, где уровень платежеспособности высок.
— Что дает максимальную эффективность в SEO для «Essay»?
— Я не могу назвать что-то одно, но без чего точно не получится — так это без ссылок. В связи с этим, начинать сеошить одному в тяжелых нишах очень непросто. Желательно, чтобы это была команда из трех человек. Поэтому у вас два выхода — либо присоединяться к уже существующей команде, либо создавать ее самому. 

Есть еще третий вариант — не заниматься SEO, а, допустим, приводить трафик из PPC — но это уже совсем другая история. 
— Какие бывают типы семантики в Essay? В чем их особенность?
— Я разделил для себя всю семантику на 4 группы: 

  • По типам и видам работ. Основные типы работ, например, Essay, paper, report, coursework, case study, dissertation etc.
  • Общие запросы. Например, «buy essay», «Do my homework», «Custom writing services», «Who can write essay for me» и др
  • Subjects. Бóльшая часть предметов собрана тут, например, Literature, Technology, Biology, Geography, Physics etc. 
  • Темы работы. «Shakespeare essay», «World war essays» etc.
— Расскажи, пожалуйста, о типах SEO-трафика под «Essay».
— Это объемная тема, но я выделю основные моменты: 

  • Продуктовый White Label (содержит максимум семантики). К таким сайтам я отношу все, что связано с глубокой структурой, написанными текстами для людей, красивым дизайном, ордер-формами и т. д. В общем, все то, что напоминает продуктовый сайт для слива трафика в заказы. 

  • Review сайты. Очень распространенный метод получения трафика среди аффилиатов. Так как перед тем, как сделать заказ, студенты часто делают ресерчь по названию сайта и ищут отзывы. Если вы сравните и проанализируете на сайте поведенческие показатели пользователей, как они используют эти ресурсы, вы сможете получить один из неконкурентных видов трафика в достаточных количествах. 

  • Сайты с промокодами. Студенты, заказывающие essay не первый раз знают, что качество работ на всех сайтах примерно одинаковое. В связи с этим, они пытаются найти наиболее низкую цену и прибегают к поиску промокодов. По факту, им все равно, где заказывать — их задача найти наибольшую скидку и получить самую низкую цену за предлагаемую задачу. 

  • Сателлит/дор, заточенный под все типы работ только по одному предмету (уроку). Это один из моих самых любимых способов, т. к. здесь начинается интересная работа. Проанализируйте топ одного из типов работ и вам станет понятно, что сайт, заточенный под каждый тип работ — нередкое явление, которое приносит хорошие результаты. 

  • Сателлит/дор, сразу заточенный под несколько типов семантики (близкий к White Label). Чаще всего такие сайты используются в формате ссылочных доноров. Но вы можете пойти по стратегии покрытия средне- и низкочастотных запросов и получать небольшое количество трафика без особого напряга. 

  • Сателлит/дор под один тип работы. Схожая схема, как и под один предмет (урок), но теперь мы можем делать сайт под один тип работы, например, под курсовую. И создать страницы с перечислением всех уроков, по которым вы можете написать курсовую. 

    Такая схема позволит вам, с одной стороны — получить максимальное количество релевантности, что позволит вам выйти в топ гораздо легче, с другой стороны — это повысит вашу экспертность, что сможет существенно повысить конверсию в заказы среди соискателей.

Чего только не найдешь в ящике электронной почты: новости, приглашения на вечеринки, транзакционные письма о недавней покупке. Одни сообщения читают, другие игнорируют или удаляют. В нашей статье расскажем, как создавать сегменты в адресной книге и подробно рассмотрим разные критерии сегментации, чтобы отправлять востребованную email рассылку.

Для чего нужна сегментация

Эксперты назвали сегментацию третьей тактикой по эффективности в email маркетинге.

По результатам исследования Ascend2 сегментация уступает лишь персонализации и умению создавать релевантный призыв к действию.

segmentation survey

Смысл в том, чтобы отправить сообщение не массово по всей адресной книге, а только тем адресатам, которым оно будет интересно. На подготовку email кампаний по сегментированной базе уйдет больше времени, однако преимущества очевидны — рост прибыли на 760%.

revenue after segmentation

Результаты маркетинговых исследований подтверждают, что сегментация работает на пользу еще и другим показателям: улучшается релевантность, меньше отписок, доставляемость сообщений выше, больше транзакций и квалифицированных лидов.

Базу email адресов можно сегментировать по демографическим данным, местоположению подписчика, интересам, истории покупок, взаимодействию с вашей компанией. Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев.

Демография

Без знания о демографических данных подписчиков, будет сложновато создать нужную атмосферу в письме и выбрать правильный тон голоса. Возьмем, к примеру, пол подписчика. Такие приемы, как нежные шрифты для женщин и брутальные цвета для мужчин работают. Но важнее даже другое. Не зная пол подписчика, сложно сформировать целевое предложение — придется угождать и тем и другим сразу, а это нелегко. Без сегментации по полу не обходится ни один бренд с большим ассортиментом для мужчин и женщин, среди них Nike, Benetton, H&M и другие.

gender segmentation

Принимайте во внимание и другие социально-экономические особенности вашей аудитории: возраст, профессия, достаток. Получить эти данные проще всего из формы подписки, нужно только добавить в нее соответствующие поля. Смотрите, как это сделано у Lonsdale.

subscription form

Местоположение

Сегментация по месту проживания позволит вам персонализировать темы и прехедеры писем, делая их более релевантными. Пользователь с большей вероятностью обратит внимание на рассылку, если она связана с его городом проживания, а это плюс к открываемости. У туристического агентства Anywayanyday получается неплохо: «Санкт-Петербург — Таллин от 8 426 руб».

geolocation segmentation

Действия в рассылке и на сайте

Поведение подписчиков расскажет о них больше, чем любые опросники, прямо указывая на подлинные интересы и потребности.

Открытия и клики

Анализируйте предыдущий опыт подписчиков с вашим брендом: какие письма активно открывают, по каким ссылкам переходят, что смотрят на сайте.

Предположим, вы отправляете рассылку-приглашение на вебинар с темой: «Как подобрать сумку по цвету: советы стилистов». Человек открывает письмо, регистрируется и смотрит вебинар. Логично в следующем письме предложить похожие модели сумок, которые демонстрировались на вебинаре. Таким образом сегментация по открытиям и кликам помогает выстроить коммуникацию и добиться целевого действия.

Segmentation based on clicks in SendPulse

Просмотренные страницы

Отслеживайте интерес к страницам вашего сайта через Google Analytics или Яндекс.Метрика — на основе полученных данных вы сможете отправить email рассылки, которые будут возвращать пользователей на сайт.

Смотрите, как этот метод работает на деле. Люди тратят уйму времени на подбор товара в интернет-магазинах. Они пролистывают сотни страниц, сохраняют понравившиеся в закладки и несколько раз возвращаются к тому, что приглянулось. Отслеживая подобную активность, компании стимулируют подписчиков на покупку с помощью скидки.

Этот метод использует компания сувениров Emma Bridgewater. В их рассылке есть промокод на бесплатную доставку. Для привлечения внимания они добавляют в письмо товары, которые недавно были просмотрены подписчиком. Скорее всего, будет трудно удержаться и не перейти по ссылкам — в этом и цель.

segmentation based on recently viewed products

История покупок

Маркетологи часто используют сегментацию по совершенным покупкам в ecommerce проектах. А все потому, что легче склонить к покупке существующих клиентов, чем работать с теми, кто у вас еще не покупал. Вот лишь некоторые примеры email кампаний для запуска на базе истории покупок:

  • Благодарность за покупку

Email с благодарностью за покупку располагает клиента к дальнейшему сотрудничеству. В письме предложите скидку на следующую покупку или дополните его интересными новинками. Например, Talbots рассказывают о новой коллекции — такой ненавязчивый cross-sell способствует повторным продажам.

thank you email

  • Письмо-напоминание

В некоторых видах бизнеса менеджер по продажам может четко спрогнозировать, когда покупателю снова понадобится товар. Например, если компания продает линзы со сроком ношения три месяца, лучше не ждать, когда клиент вернется за повторной покупкой, ведь он может легко купить и у конкурента. Стоит отправить письмо-напоминание со специальным бонусом или скидкой — такая рассылка благотворно скажется на удержании клиентов и их лояльности.

reminder email

  • Письмо-мотивация для активных покупателей

Дорожите постоянными клиентами, мотивируйте их дополнительными скидками на следующую покупку, бонусами, подарками или закрытыми распродажами, как в письме от М.видео.

motivational email

Интересы и предпочтения подписчиков

Сегментация по интересам поможет определить:

  • какой контент подготовить для рассылки: новинки, идеи для подарков, акции, видео, статьи, подкасты или другое;
  • какой товар предложить;
  • как часто подписчик хочет получать вашу рассылку;
  • о каких брендах рассказывать в письме.

Выяснить интересы подписчиков можно с помощью специальной страницы предпочтений, ссылку на которую нужно добавить в письмо. Вот как это делает магазин Forever 21.

segmentation by interest

На странице предпочтений email рассылки подписчик может указать желаемую периодичность: все рассылки, раз в неделю или раз в месяц. А также галочкой отметить интересующие товары: женские, мужские, для детей, больших размеров. Вот и готовы как минимум семь сегментов аудитории с разными интересами.

email prefereences

Жизненный цикл клиента

Сегментируйте подписчиков исходя из того, на каком этапе воронки они находятся. В email маркетинге можно выделить следующие:

  1. Подписался на рассылку. Этому сегменту расскажите о своей компании, поделитесь лучшими публикациями, обучающими видео, обзорами.
  2. Читает первые письма, знакомится с компанией. Создайте серию писем с обучающими материалами: вебинар, электронная книга, видеоролик.
  3. Раздумывает о покупке. Подготовьте акцию, скидку, бонус для мотивации.
  4. Оплачивает заказ. Предложите скидку на следующий заказ.
  5. Не завершает оплату. Смотрит товары на сайте, но оставляет их в корзине. Возвращайте таких пользователей с помощью серии триггерных писем о брошенной корзине.
  6. Становится лояльным клиентом. Включите этих подписчиков в VIP список и приготовьте побольше бонусов.

customer lifecycle

Как выделить сегмент подписчиков в адресной книге

Разберем пример создания сегмента для отправки реактивационной кампании тем, кто не открывал письма два месяца. В сервисе SendPulse сегментация будет состоять из следующего порядка действий.

  1. Откройте адресные книги и выберите нужную для сегментации;
  2. Перейдите во вкладку «Сегменты»;
  3. Нажмите кнопку «Добавить сегмент». В SendPulse доступен длинный список переменных для сегментации. Вы сможете сегментировать по действиям в рассылке, рейтингу подписчиков, статистике, собранной в предыдущих рассылках и другим условиям. Для нашего случая выбираем «Не открывал рассылок с/до даты», далее задаем период в два месяца.
  4. Сохраните сегмент для запуска рассылки. Готово!

creating a segment in sendpulse

Кратко подытожим, какие данные нужно собрать для удачной сегментации адресных книг: демографические, действия в рассылке и на сайте, интересы, предпочтения и этап жизненного цикла клиента. А чтобы метод сегментации приносил еще больший отклик в рассылках, сочетайте его с другими решениями автоматизации email маркетинга.

Очень многие владельцы веб-ресурсов начинают паниковать, когда у их детищ в течение длительного времени наблюдается высокий показатель отказов. Понятно, что от этого поведенческие факторы любого веб-сайта ухудшаются, оказывая негативное влияние на его ранжирование. 

Но приступать к решению этой проблемы можно только с ясной головой. Чтобы снизить показатель отказов, не нужно нервничать, а следует всего лишь выяснить основные причины и попытаться их устранить.

 

Отображение показателя отказов в отчете счетчика

 

Как эффективно снизить показатель отказов

В большинстве ситуаций для этого достаточно:

  1. Сменить дизайн сайта на более приятную и менее отвлекающую внимание посетителей версию. Тем более минимализм как раз в тренде в наши дни. Не забудьте про выбор удобных для чтения начертания шрифтов и ненапрягающих зрение фонов.
     
  2. Убрать всплывающие окна. Если нельзя полностью, поскольку, таким образом, Вы собираете базу подписчиков или еще что-то в этом роде, можно хотя бы не отображать их для тех пользователей, которые еще не перешли на другую страничку веб-ресурса. Это однозначно поможет снизить количество «отказников», поскольку часто посетители ими становятся из-за раздраженности «поведением» сайта.

    Пример неудачного всплывающего окна на странице
     
  3. Улучшить юзабилити сайта, чтобы посетителям было действительно удобно им пользоваться. В частности, уменьшить показатель отказов помогает внедрение простой и интуитивно понятной навигации.
     
  4. Ускорить загрузку сайта, если она значительно больше рекомендуемого значения в 3 секунды. Для этого понадобится найти и устранить причину этого (ошибки в коде, слабые сервера хостинга, «тяжелый» дизайн и картинки, большое количество рекламных баннеров и т. д.).
     
  5. Позаботиться о том, чтобы Ваш веб-ресурс корректно отображался не только в браузерах настольных компьютеров, но и на всевозможных гаджетах. Хорошая адаптивность сайта может значительно снизить показатель отказов.

    Фото адаптивного отображения сайта на разных устройствах
     
  6. Найти правильный баланс между предложением и информационным содержимым страниц. Часто случается, посетители уходят с сайта, если первое что они видят – это предложение купить/заказать/подписаться и т. п. Или же, наоборот, данному предложению предшествует длинное текстовое полотно, которое никому не захочется читать.

    Чтобы уменьшить показатель отказов на сайте, нужно найти золотую середину: не нагружать посетителей слишком большими объемами скучной информации и не пытаться сходу заставить воспользоваться Вашими услугами. Но также и нельзя совсем глубоко прятать свое предложение, ведь пользователь может просто банально не найти его. 

    Все это должно корректно дополнять друг друга и вызывать у посетителя чувство благодарности за предложенный вовремя вариант решения его проблемы.
     
  7. Разбивать большие объемы информации на абзацы и подразделы, использовать вовлекающие подзаголовки, тематические изображения и другие виды контента для разбавления текста. Таким образом, Вы дольше задержите внимание посетителя. Это поможет значительно снизить показатель отказов. 
     
  8. Использовать перелинковки, размещая в текстах осмысленные ссылки на другие материалы. Также можно в сайдбарах и футере сайта размещать списки похожих статей, которые также могут заинтересовать пользователей. Иногда это может уменьшить показатель отказов на сайте на 5–10%.

    Пример навигации на сайте Академии SEO
     
  9. Повысить релевантность и лаконичность предоставляемой информации. Если все, что размещено на страничке, которая продвигается по определенному запросу, в точности ему соответствует и является конкретным, без лишней воды, это помогает снизить показатель отказов.
     
  10. Предотвратить преждевременный уход посетителей с Вашего сайта путем настройки открытия всех ссылок в новом окне. Для этого потребуется внедрять в свои ссылки атрибут target="_blank".
     
  11. Писать тексты без грамматических и орфографических ошибок. У многих из-за этого может возникать чувство наличия неуважительного отношения к посетителям сайта.

    Пример текста написанного с ошибками
     
  12. Использовать меньше рекламы. Несмотря на то, что это может сказаться на размерах прибыли от размещения рекламы, если уменьшить показатель отказов на сайте за счет частичного отказа от нее, возможно восполнение потерь или даже выход на более высокий уровень дохода вследствие повышения конверсии. Также особенно важно избавиться от назойливой всплывающей рекламы.
     
  13. Убрать автоматическое проигрывание видео и аудио, которое может как просто отвлекать внимание посетителей, так и являться раздражающим фактором для них.
     
  14. Внедрить функцию внутреннего поиска по веб-сайту. Это может снизить показатель отказов за счет увеличения интереса посетителей в отношении остального содержимого Вашего веб-ресурса.

    Окно поиска на сайте
     
  15. Сделать интересную страницу 404, на которую по нелепой случайности могут сходу попадать посетители Вашего веб-ресурса. Уменьшить показатель отказов на сайте в этом случае поможет добавление на нее юмора, строки поиска, ссылок на главную страницу и других элементов.

Неужели это все?

Конечно же, нет. В этом материале перечислены лишь самые распространенные методы, которые помогают снизить показатель отказов в большинстве возникающих ситуаций. 

На самом деле можно успешно применять и другие варианты решения проблем с отказами, которые Вы можете изобрести сами, проанализировав свой случай. 

UTM-метки как инструмент определения эффективности маркетинговых кампаний

Хоть UTM-метки и не имеют прямого отношения к SEO-продвижению веб-сайтов, обойти эту тему стороной мы не можем. 

Нужна ли Вам эта информация? Вы сможете это понять, лишь изучив данную статью до конца. Также по ходу чтения Вы узнаете:

  • что такое UTM-метки;
  • для  чего нужны UTM-метки;
  • как их можно использовать для анализа конверсии.
     

Итак, UTM-метки – это добавляемые в URL переменные, которые дают возможность системам аналитики получать подробную информацию об источниках поступающего на сайт трафика.

Если вы являетесь активным интернет-пользователем, Вам наверняка приходится ежедневно использовать UTM-метки, пускай и неосознанно. 

Подсказка – чаще всего вы взаимодействуете с ними, когда принимаете предложение перейти по ссылке в почтовой рассылке, кликаете по рекламным баннерам на сайтах (в мобильных приложениях) и переходите по элементам поисковой выдачи с пометкой «Реклама».
 

Пример ссылки с UTM-меткой
 
Теперь давайте подробнее и обо всем по порядку.

Виды UTM-параметров

Для анализа поступающего на трафик сайта в ссылках можно использовать UTM-метки со следующими параметрами:

  1. «utm_source» – UTM-параметр, сообщающий откуда пришел посетитель (соц. сеть, электронная рассылка, система контекстной рекламы и т. д.).

    Пример параметра utm_source
     
  2. «utm_medium» – параметр, указывающий на тип канала, по которому поступает трафик (рекламное объявление с оплатой за показы/клики, email-рассылка, медийная реклама).

    Пример ссылки с параметром utm_medium
     
  3. «utm_campaign» – название (идентификатор) рекламной кампании.

    Пример ссылки с параметром utm_campaign
     
  4. «utm_term» – условие, срабатывание которого приводит к приходу на сайт посетителя. Например, инициирующее показ объявления ключевое слово.

    Пример ссылки с utm_term
     
  5. «utm_content» – параметр, который помогает тестировать объявления с одинаковыми ключевыми словами. Обычно содержит различную дополнительную информацию (тип объявления, формат, место размещения на странице и т. д.).

    Пример ссылки с параметром utm_content
     

Особенности применения UTM-меток

Первые три из вышеперечисленных UTM-параметров – обязательные. Остальные – используются опционально. Также в Яндекс.Директ и Google AdWords могут применяться собственные специфические UTM-метки (позиция объявления, тип устройства, категория места размещения и т. п.).

Для каждого параметра указывается значение (после знака «=»). 

Если нужно использовать UTM-метки нескольких видов, они разделяются значком «&». 

Создавать ссылки с UTM-метками можно вручную, внимательно соблюдая вышеперечисленные правила. Хотя гораздо удобнее воспользоваться специализированным сервисом, вроде Campaign URL Builder от Google. Для генерирования ссылки нужно заполнить поля, соответствующие пяти UTM-параметрам.

Как создать UTM метку
 
Отслеживать UTM-метки и видеть результаты поступления трафика по разным каналам Вы сможете в разделе «Источники трафика» в Google Analytics. Там же можно анализировать влияние UTM-меток на показатели конверсии и достижения настроенных заранее целей.

Примеры использования UTM-меток для отслеживания конверсий

  1. E-mail рассылка. Используя UTM-параметры utm_source=newsletter и utm_campaign, можно оценивать показатель конверсии для кампании почтовых рассылок в целом и для каждого письма в отдельности. Также можно добавлять utm_content, чтобы определить, по каким элементам в письме больше кликают (заголовок, изображение, логотип, кнопка со ссылкой и т. п.).

    Использование UTM меток для e-mail рассылок
     
  2. Рекламные баннеры. Удобно использовать UTM-метки, когда нужно протестировать эффективность размещения баннера в разных местах на странице сайта. Для этого в ссылки нужно добавить параметр utm_content с указанием мест их размещения.

    Использование UTM-меток для баннеров
     
  3. Социальные сети. Когда требуется узнать, из каких именно социальных каналов приходят посетители, поможет все тот же параметр UTM-параметр content, в значениях которого можно прописывать информацию, указывающую на размещение ссылки в постах, в профилях, в отдельной соц. сети и т. д.  

    Использование UTM-меток для отслеживания переходов социальных сетей
     
  4. QR-коды. Если Вы их используете, причем в разных местах (на сайте, на бумажных листовках, в почтовой рассылке), оценить конверсию для каждого поможет UTM-параметр source.

    Использование UTM-меток для QR кодов
     
  5. Электронные книги. Если ссылки на Ваш сайт размещаются в популярных нынче электронных книгах, отслеживать UTM-метки можно, разделяя CTA-кнопки и обычные текстовые ссылки.

    Использование UTM-меток для переходов из электронных книг
     
  6. События (акции, конкурсы). Если нужно проанализировать эффективность кампании, посвященной какой-нибудь акции, UTM-метки помогут разграничить каналы трафика, по которым поступают заявки на участие.

    Использование UTM-меток для акций и конкурсов
     
  7. A/B-тестирование. По сути это то, для чего нужны UTM-метки изначально. С помощью параметра utm_source можно анализировать эффективность той или иной кампании (в соц. сетях, рассылка, электронная книга и т. д.).

    Использование UTM-меток при A/B-тестировании
     
  8. Мобильные приложения. По аналогии с тестированием размещения баннеров на сайте, эффективность ссылок в мобильных приложениях также можно отследить с помощью UTM-параметров.
     
  9. Печатные СМИ. В этом случае также можно использовать UTM-ссылки. Правда, учитывая длину ссылок, которые будут печататься на бумаге, и тот факт, что заинтересовавшемуся человеку их нужно будет вручную вбивать в адресную строку, целесообразность их использования будет скорее всего невысока. В этом случае удобнее использовать вышеописанные QR-коды.

Стоит ли заморачиваться?

Вам может показаться, что использовать UTM-метки – это чересчур сложное занятие. 

Но, учитывая уровень детализации полученных в итоге данных о поступлении трафика на сайт и возможность сопоставления их с показателями конверсии, разобраться, в что такое UTM-метки и как начать их использовать, все же стоит. Как считаете?

Планируете запустить SEO и хотите оценить возможный объем трафика? Предлагаем 4 работающих способа SEO-прогнозирования, которые позволят быстро и недорого получить данные о посещаемости.

Из статьи вы узнаете:

  • можно ли считать результаты SEO-прогнозирования достоверными;
  • какие факторы влияют на отклонение реального трафика от прогнозируемого;
  • с помощью каких методов можно оценить трафик.

Перед тем как вложить деньги в SEO вы наверняка зададитесь вопросом: сколько целевого трафика я получу? Точную цифру вам не даст даже самый толковый специалист. Тем не менее прогнозирование в SEO существует, и сегодня вы узнаете, как самостоятельно оценить ожидаемый объем трафика.

Прогнозирование на основе частотности

Частотность — это количество обращений по поисковому запросу в течение месяца. Соответственно, чем популярнее запрос, тем выше частотность.

Определить частотность в Яндексе можно с помощью сервиса Вордстат. С Google сложнее: Планировщик ключевых слов показывает частотность в укрупненных диапазонах (0-100; 100-1000 и т. п.), поэтому разброс данных высокий.

Логично предположить, что если вы выйдете в ТОП по запросу с частотностью 1000, то получите больше трафика, чем по запросу с частотностью 100. Но это только при прочих равных условиях, а условий этих немало. Рассмотрим на примере, как спрогнозировать трафик с помощью Яндекс.Вордстат и других вспомогательных инструментов.

ПРИМЕР

Исходные данные

Исходный запрос — «смартфоны Xiaomi». Регион продвижения — Москва.

Что делать

Переходим в Яндекс.Вордстат, выбираем нужный регион и вбиваем запрос:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

По запросу «смартфоны Xiaomi» пользователи обращались 69252 раза. Эта цифра включает все запросы, в которых присутствуют слова из заданной фразы («смартфон Xiaomi Redmi», «смартфон Xiaomi 64GB» и т. д.). Чтобы узнать точную статистику именно по заданному запросу, используйте операторы соответствия: возьмите фразу в кавычки и перед каждым словом поставьте восклицательный знак. Как видите, частотность упала до 1955 показов:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Важно: 1955 показов не означает 1955 посещений сайта. Посещений (трафика) может быть в разы больше. Пользователь, который ввел запрос может зайти на 5 или 10 сайтов.

Эту процедуру нужно повторить для каждого запроса, по которому вы планируете продвигаться, и суммировать все частотности.

Если запросов много (более 100-200), то вручную собирать частотности трудоемко. Используйте для этих целей инструмент «Парсер Wordstat»: загрузите слова списком или с помощью XLSX-файла, укажите регион, оператор соответствия и запустите парсинг:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Результат доступен в виде таблицы XLSX с перечнем исходных фраз и частотностью каждой из них.

Трафик распределяется между результатами поиска неравномерно: основная его часть приходится на ТОП-3, далее — ТОП-4 и 5, значительно меньше трафика получают остальные позиции, не говоря уже о ТОП-20. Наглядно распределение посещаемости представлено на графике:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?Зависимость CTR от позиции страницы в результатах выдачи ПС Яндекс (источник: searchengines.ru, статья от 22.02.2016)

Интересно, что чем выше частотность запроса, тем выше CTR верхних позиций. По НЧ запросам CTR больше «размазывается» между результатами в ТОП-10:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?Зависимость CTR от позиции страницы и частотности запроса в ПС Яндекс

Точно узнать, какую позицию займет сайт, нереально. Он может «застрять» где-то на шестой позиции, а может сразу выстрелить в ТОП-3.

Для целей SEO-прогнозирования нет смысла выводить сложные модели. Можно просто усреднить трафик из ТОП-5 или, если вы хотите получить более пессимистическую оценку, из ТОП-10.

На самом деле, все зависит от ваших ресурсов и усилий: если вы планируете инвестировать в SEO и буквально «выносить» конкурентов, можно и по ТОП-3 усреднить трафик.

На практике это выглядит так:

Количество показов по запросу «смартфоны Xiaomi» — 1955 в месяц.

CTR 1-й позиции: 40 %

CTR 2-й позиции: 16 %

CTR 3-й позиции: 14 %

CTR 4-й позиции: 12,5 %

CTR 5-й позиции: 11,5 %

Общий трафик для ТОП-5:

1955*(40+16+14+12,5+11,5)/100 = 1838 посещений в месяц

Прогнозируемый трафик по запросу «смартфоны Xiaomi» при условии попадания в ТОП-5:

1838/5 = 368 посещений в месяц

Реальный трафик будет отличаться в зависимости от позиции, которую займет страница. Так, если сайт займет первую позицию, то он получит:

1955*40/100 = 782 перехода,

а если пятую:

1955*0,115/100 = 225 переходов.

Обратите внимание на то, что Яндекс все больше делает выдачу коммерческой (Директ, Маркет), вытесняя естественную за пределы «первого экрана»:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?Красным выделена коммерческая выдача. Начало естественной – последняя позиция на первом экране монитора

Прогнозируя трафик, учитывайте, что, если выдача перегружена коммерческими модулями Яндекса, то CTR может падать в два и более раз.

Прогнозирование в Google осложняется отсутствием точной статистики по частотности запросов. В Планировщике ключевых слов диапазон составляет 10х:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

В принципе, можно усреднить предлагаемый Google диапазон частотности. Но это долго, и полученная цифра все равно будет далека от реальности.

Есть более хитрый способ оценить потенциальный трафик из Google. Счетчик статистики Liveinternet собирает данные по всем сайтам, где установлен его код, в том числе об источниках переходов. Информация доступна по ссылке:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Если предположить, что пользователи Google задают конкретные поисковые запросы примерно с той же частотой, что и пользователи Яндекса, то оценить частотность достаточно просто:

1955*51,4/44,8 = 2243 запроса.

Теперь смотрим на график распределения CTR в Google, доступный в сервисе Advanced Web Ranking:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?Зависимость CTR от позиции страницы в результатах выдачи ПС Google

Остается оценить прогнозируемый трафик:

Количество показов по запросу «смартфоны Xiaomi» — 2243 в месяц.

CTR 1-й позиции: 37 %

CTR 2-й позиции: 16 %

CTR 3-й позиции: 11 %

CTR 4-й позиции: 7,5 %

CTR 5-й позиции: 5,5 %

Общий трафик для ТОП-5:

2243*(37+16+11+7,5+5,5)/100 = 1727 посещений в месяц

Прогнозируемый трафик по запросу «смартфоны Xiaomi» при условии попадания в ТОП-5:

1727/5 = 345 посещений в месяц.

Общий ожидаемый трафик из Яндекса и Google:

368 + 345 = 713 посещений в месяц.

КАК УЧИТЫВАТЬ СЕЗОННОСТЬ?

Вордстат отражает статистику за последний месяц, и если спрос на вашу продукцию или услуги подвержен сезонным колебаниям, то вы получите неверную оценку.

Яркий пример — запрос «установка кондиционеров». Состоянием на март сервис показывает частотность 66784:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Но если открыть «Историю запросов», то мы увидим, что в пиковые месяцы частотность превышала 100000 запросов, а в периоды спада была менее 50000:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Выход — усреднить значение трафика за последний год.

КАК УЧИТЫВАТЬ ТЕНДЕНЦИЮ К РОСТУ/ПАДЕНИЮ СПРОСА?

Если сегодня частотность по запросу «смартфоны Xiaomi» одна, то это не означает, что она будет на таком же уровне через год. И дело тут не в сезонности, а в популярности того или иного запроса. Обратите внимание, как может расти спрос:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Очевидно, что если усреднить данные за последний год, то прогноз будет нерелевантным. С другой стороны, как понять, будет ли расти спрос дальше? Какой темп роста закладывать?

Лучше вообще не закладывать рост, а предположить, что спрос останется на уровне текущего месяца, и просто оперировать данными, которые выводит Вордстат. Но это при условии, что рост стабильный, как в приведенном примере. Если же наблюдаются резкие скачки, то нужно смотреть по ситуации: возможно, это краткосрочные всплески на фоне какого-то инфоповода.

Как видите, SEO-прогнозирование на основе частотности весьма неточное, но примерный порядок цифры получить можно. Тем более что составление прогноза (при условии автоматизации сбора частотностей) занимает мало времени и почти не требует затрат.

Прогнозирование на основе тестового запуска контекстной рекламы

Это более точный метод, чем предыдущий, поскольку вы на практике «прощупываете» свою нишу. Кроме того, получаете возможность предварительно оценить конверсию по конкретным фразам, и выбрать для продвижения те из них, которые приносят наибольший эффект.

Суть метода в том, чтобы запустить на месяц рекламную кампанию по запросам из семантического ядра, и на основе собранной информации принять решение о перспективности запуска SEO.

Конечно, и в этом методе есть недостатки:

  • реклама стоит денег;
  • нужно время (или, опять же, деньги) для составления объявлений и настройки таргетинга;
  • полученные результаты не всегда релевантны (например, в одних нишах пользователи отдают предпочтение органическим результатам поиска, а не рекламным, в других — наоборот).

Вместе с тем при правильной настройке у вас уже будет готовая к запуску кампания, которую вы можете использовать в будущем.

При ограниченном бюджете можно воспользоваться бесплатным инструментом прогнозирования бюджета на контекстную рекламу от Яндекс.Директа. Для этого укажите регион и фразы с операторами соответствия. Результат выглядит так:

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Интересно, что прогнозные оценки трафика Яндекс.Директом при условии попадания в спецразмещение (363, 328 и 304 переходов в месяц) близки к прогнозу на основе частотности (368 переходов), который мы делали в предыдущем разделе. Так что метод, в той или иной степени, работает.

Автоматизация SEO-прогнозирования

Для экспресс-оценки трафика можно воспользоваться инструментом «Подборщик ключевых слов» от SeoPult. Для этого:

  • перейдите на seopult.ru и добавьте свой сайт в систему;
  • запустите модуль SEO-продвижения;
  • в профиле проекта выберите «Слова»;
  • Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

  • в разделе «Подбор семантического ядра» укажите интересующие фразы (их можно загрузить списком) и требуемый ТОП.
  • Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Система сразу рассчитает ориентировочное количество переходов. Единственное, данные представлены для всей России. Поэтому если вы планируете продвигаться по отдельному региону, необходимо откорректировать результат.

Рассчитать корректирующий коэффициент можно несколькими способами. Например, в статистике Liveinternet указаны доли трафика, которые приходятся на отдельные регионы. Например, Москва дает 28 % трафика.

Как спрогнозировать результат SEO-продвижения?

Оцениваем прогноз трафика для Москвы:

1997*28/100 = 559 переходов в месяц.

Можно пойти другим путем: сравнить частотности основной фразы в широком соответствии (или нескольких основных фраз) в Вордстате по России и по Москве. Так, по фразе «смартфоны xiaomi» общая частотность по России составляет 276624, по Москве — 69090 показов в месяц.

Корректирующий коэффициент:

69090/276624 = 0,25

Прогнозный трафик:

1997*0,25 = 499 переходов в месяц.

То есть полученные значения при оценке корректирующего коэффициента этими двумя способами близки.

Если же сравнивать эти значения с полученными ранее прогнозами, то отличие составляет около 30-35 %. Это небольшая погрешность, поэтому данный метод тоже можно считать релевантным.

«Хитрый» метод SEO-прогнозирования

Этот метод не очень политкорректен, но некоторые им пользуются, поэтому он имеет право на существование. Суть в том, чтобы собрать семантическое ядро и обратиться в несколько агентств с просьбой оценить бюджет продвижения (скажем, в ТОП-10) и подсчитать примерный трафик. У каждого агентства свои методики оценки, и если усреднить цифры, то можно выйти на более-менее реалистичную цифру.

Правда, у метода есть недостатки. Во-первых, нужно найти агентства, связаться с ними, объяснить ситуацию; во-вторых, потребуется оставить контактные данные, по которым в будущем вам будут писать, звонить и предлагать сотрудничество. Но если нет желания самому заниматься прогнозированием, то попробовать можно.

Что важно запомнить

  • В SEO-прогнозировании результат зависит от массы факторов, в том числе бюджета и вашей готовности инвестировать время в SEO.
  • Прогнозирование на основе частотностей простое, бесплатное (или почти бесплатное), но показывает скорее среднюю температуру по больнице, нежели дает реалистичный прогноз, тем не менее, порядок цифр более-менее ясен.
  • Более точный метод — прогнозирование на основе тестовой контекстной рекламы. Помимо трафика, вы сможете «прощупать» конверсию по конкретным фразам, и продвигаться по наиболее эффективным из них.
  • Если вам нужно очень быстро «прикинуть» трафик, загрузите список фраз в подборщик слов от SeoPult, и путем несложных манипуляций вы выйдете на прогноз трафика в вашем регионе.
  • Для более точного прогнозирования используйте несколько методов — если результаты близки, то и реальные цифры, вероятно, будут где-то рядом.